Осенью на рассмотрение в Госдуму должны быть внесены поправки в Таможенный кодекс, предоставляющие существенные льготы для участников внешнеэкономической деятельности. Их разработкой занимается экспертный совет при Госдуме, в который входят представители бизнеса, депутаты и общественные организации. В четверг состоялось очередное заседание рабочей группы совета. Его председатель - экс-глава Государственного таможенного комитета, а сейчас первый зампред комитета Госдумы по промышленности Валерий Драганов.

Принятый пять лет назад Таможенный кодекс фактически устарел и во многом не соответствует современным реалиям, а главное, мировому опыту. "Мы пытаемся ввести в Таможенный кодекс новые институты, в большей степени ориентируясь на мировой опыт. Также практикой выявлены разночтения, которые толкуются таможенными органами не в пользу бизнеса", - заявил Валерий Драганов.

Прежде всего экспертный совет предлагает создать институт так называемых уполномоченных грузополучателей. С похожей инициативой еще год назад выступила Федеральная таможенная служба (ФТС). Речь идет о создании по европейскому образцу института уполномоченного экономического оператора (грузополучателя). В ЕС уполномоченный грузополучатель, получив по внутреннему транзиту груз на свой склад, сам вправе его растаможить и передать электронную декларацию в таможенные органы.

В России товар может задерживаться на границе намного дольше положенных трех дней из-за уточнения любых заявлений таможенных сведений. Таким образом, грузополучатель несет дополнительные расходы на складах временного хранения и транспортировке товара. В результате конечная стоимость товара значительно увеличивается.

По мнению руководителя практики внешнеторгового регулирования компании ДЛА "Пайпер Рус Лимитед" Вильгельмины Шавшиной, получение компанией статуса уполномоченного грузополучателя позволит доставлять товары без обеспечения сразу на свой склад и уже на месте производить таможенное оформление. Это позволит компаниям повысить скорость и сократить затраты при таможенном офрмлении.

"Правда, пока предполагаемое преимущество распространяется только на владельцев товаров. Таможенные брокеры в качестве уполномоченных грузополучателей не рассматриваются", - уточнила Вильгемина Шавшина.

Члены экспертного совета считают, что претендовать на звание уполномоченного смогут прежде всего крупнейшие плательщики в бюджет. Это практически весь нефтяной и газовый сектор, градообразующие предприятия, а также компании, работающие по госзаказу.

Решение о наделении статусом уполномоченного грузополучателя и выдаче ему соответствующего свидетельства будет принимать ФТС.

"Уполномоченными грузополучателями смогут стать в основном компании, представляющие средний и крупный бизнес. Именно они оказывают наибольшее влияние на работу таможенных органов", - заявил корреспонденту "Газеты" руководитель департамента нормативно-правовой деятельности Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Александр Жигулин.

Но критерии отбора уполномоченного грузополучателя должны стать жестче, чем действующая сегодня процедура получения права на применение упрощенных процедур таможенного оформления. Предполагается, например, что для получения статуса уполномоченного грузополучателя необходимо осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

У компаний не должно быть нарушений по уплате таможенных платежей. Кроме того, компании должны иметь достаточный собственный капитал. Однако пока рабочей группе экспертного совета Госдумы не удалось договориться по поводу его размера.