3 октября в ОАО «РЖД» прошло совещание главы компании Владимира Якунина с топ-менеджерами крупнейших угледобывающих и металлургических компаний. Его участники договорились опробовать новую модель взаимодействия между железными дорогами, грузоотправителями и операторами.

«Для нас возможности, упущенные сегодня, могут обернуться очень серьёзными проблемами завтра, – так обозначил тональность встречи с грузовладельцами глава РЖД Владимир Якунин. – Необходимо ориентироваться прежде всего на грузовладельца. Потому что именно он производит товар и именно он должен обслуживаться перевозчиком».

Президент РЖД напомнил участникам совещания, что создание ВГК и передача в неё подвижного состава завершают процесс отчуждения перевозчика от оперирования грузовыми вагонами.

«При этом пропускные способности конечны, а желания бесконечны. В США это привело к тому, что количество подвижного состава выросло в два раза, притом что объёмы перевозок росли менее низкими темпами. Мы сталкиваемся с тем же самым», – отметил он.

Владимир Якунин предложил грузовладельцам опробовать новую схему взаимодействия, по которой перевозчик в лице ЦФТО заключает договоры на перевозки определённой номенклатуры грузов в определённом объёме в соответствии с запросами грузовладельцев. При этом ЦФТО заключает агентский договор и с операторскими компаниями.

«По сути, создаются условия, при которых грузовладельцы не страдают от ликвидации инвентарного парка, а перевозчик обеспечивает перевозки в соответствии с публичными договорами», – сказал Владимир Якунин.

Если эта модель всех устроит, можно будет приступить к её тиражированию и затем общим пулом (перевозчики, грузовладельцы и операторы) выйти в правительство с предложениями по тарификации и созданию новой нормативной базы. То есть приступить к третьей, завершающей части реформирования отрасли.

«Если же мы поймём, что не получается, – продолжил глава РЖД, – то всегда есть возможность вернуться в исходное положение».

Новая модель предполагает не только усиление ответственности перевозчика за вывоз грузов. РЖД берут на себя обязательства по гарантированному подсылу порожних вагонов для вывоза согласованных объёмов, пояснила генеральный директор ЦФТО ОАО «РЖД» Елена Кунаева.

«В результате мы получаем повышенную управляемость порожними вагонопотоками. За счёт эффекта масштаба выстраивается логистика универсального подвижного состава, при этом соблюдаются интересы каждой стороны перевозочного процесса», – говорит она.

Предложение РЖД не могло не вызвать вопросов у грузоотправителей. Так, президент Уральской горно-металлургической компании Искандер Махмудов попросил разъяснить, кто конкретно в рамках новой модели будет определять стоимость использования подвижного состава.
«Цену на использование подвижного состава определяет собственник. И в агентском соглашении, заключаемом с перевозчиком, он сам же и объявляет условия, по которым транспортное средство может быть предоставлено грузовладельцу», – пояснила Елена Кунаева.

«Должны прозвучать определённая цифра (количество инвентарных вагонов) и дата (до какого момента будет реализовываться эта технология). Все понимают, что инвентарный парк плавно перейдёт в ВГК, но пока он у РЖД, у вас есть все рычаги, чтобы отработать эту технологию», – считает в свою очередь генеральный директор СУЭК Владимир Рашевский.

Ещё одно опасение грузовладельцев выразил заместитель генерального директора компании «РУСАЛ» Вадим Гераскин: дополнительные гарантии, которые готовы дать РЖД, «стоят денег», и эта цена будет включена в новую стоимость услуги перевозки. Отвечая на это, Владимир Якунин подчеркнул, что цена, которая будет формироваться в рамках новой формы договора, будет «абсолютно прозрачной».

«Мы всё это делаем не для того, чтобы дополнительную копейку с кого-то ещё получить, а для того, чтобы обеспечить возможность перевозки всего объёма грузов по ограниченным возможностям инфраструктуры», – сказал глава РЖД.

Грузовладельцы в целом поддержали предложение РЖД. По итогам встречи было принято решение о создании совместной рабочей группы экспертов для дальнейшей разработки вопросов взаимодействия перевозчика, операторов и грузоотправителей с учётом соблюдения баланса интересов всех участников транспортного рынка.

В беседе с корреспондентом «Гудка» по итогам совещания Елена Кунаева призналась, что была приятно удивлена поддержкой, которую оказали грузовладельцы на прошедшем совещании.

«Система не является догмой. Она будет всё время совершенствоваться, будет продолжена работа над нормативной базой, тарифными условиями. В заданных условиях, в которых мы сегодня находимся, это единственный путь более эффективно работать каждому участнику и получать свою выгоду», – сказала Елена Кунаева.