На прошлой неделе первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов совершил объезд Октябрьской дороги. Комиссия под его председательством проверила готовность хозяйств и кадров магистрали к работе в зимний период.
Разбор результатов проверки был принципиальным, а вывод – неутешительным: проверенные подразделения к зиме в должной степени не готовы. Впрочем, время до наступления холодов ещё есть, так что при достаточно оперативной мобилизации сил можно успеть устранить все недостатки, выявленные комиссией. А их немало.
Особую тревогу первого вице-президента вызвало состояние хозяйства перевозок. Хотя из доклада главного инженера Центральной дирекции управления движением Ивана Ярикова следовало, что соответствующие мероприятия в Октябрьской дирекции выполнены на 79%, на важнейших станциях дороги пути и стрелочные переводы не отремонтированы. Так, план выправки пути на станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский выполнен только на 40%, ещё меньше в Шушарах, а в Ховрине к этой работе даже не приступали. Мало того, на главной сортировке дороги комиссия ОАО «РЖД» закрыла для движения одну из горловин станции. Техническое состояние пяти стрелочных переводов не соответствовало требованиям безопасности движения.
Замечания Вадима Морозова вызвала и технология работы на станции Санкт-Петербург-сортировочный-Московский.
– Ещё зима не наступила, а движение уже встало, – обобщил он. – Нет твёрдых «ниток» графика грузовых поездов, план формирования не выполняется. Технология нарушена. То нет локомотива, то бригады, то осмотрщиков вагонов. Простой транзитного вагона с переработкой составляет больше 12 часов. А я помню время, когда он был равен шести.
На этой станции давно не хватает осмотрщиков вагонов, время на обработку сформированных поездов затягивается. Принятое ранее руководством магистрали решение о командировании дефицитных специалистов с периферийных станций Октябрьской Вадим Морозов признал неэффективным и распорядился в короткие сроки укомплектовать штат собственных работников.
Известно, что первый вице-президент в своё время возглавлял эту станцию и всегда проявляет к ней особое внимание, не упускает случая лично поговорить с людьми, которые здесь трудятся. И в этот раз он интересовался не только вопросами технологии, а внимательно расспрашивал о заработной плате. Из чего она складывается, за что и сколько каждый получает премию, что влияет на её размер? Вадим Морозов проверил, как выполняется руководителями разных уровней поручение президента компании организовать в коллективах широкую разъяснительную работу о действии новой трёхуровневой системы премирования. Проверка показала отсутствие такой системной работы. Как ни странно, но рядовые сотрудники не смогли внятно объяснить принципы оплаты своего труда.
«Значит, мотивации улучшать результаты своей деятельности нет. Или руководители на местах не выполняют указания руководства компании, – сделал вывод первый вице-президент. – Не могу поверить, что людям безразлично, сколько им заплатят. Если зарплата не будет зависеть от личного вклада в общий результат, повышения эффективности не добьёмся».
Подверг он критике и руководителей Октябрьской дирекции управления движением за отсутствие нормальных условий труда работников на той же станции и на ряде других, решающих для ОЖД. В частности, к зиме необходимо отремонтировать посты электрической централизации в Апатитах, Свири, Мурманске. Но при обсуждении вопроса о том, кто должен отвечать за этот ремонт, выявилась серьёзная проблема в организации взаимодействия «отраслевиков» после разделения дорожного хозяйства на вертикально-интегрированные структуры. Кем сегодня является начальник станции по отношению к инфраструктуре? Этот вопрос Вадим Морозов задал всем присутствующим на разборе. Де-юре дирекция управления движением отвечает за условия труда своих работников, а де-факто балансодержателем зданий является служба гражданских сооружений. Этот стык ответственности зачастую приводит к тому, что никто не отвечает за результат. Движенцы по определению не имеют ресурсов на ремонт. Но, оказывается, их не хватает и балансодержателям. Ведь передача объектов не сопровождается передачей адекватных расходов на их содержание. И с этой проблемой ещё предстоит разбираться.
В самом начале разбора Вадим Морозов подчеркнул принципиальное отличие нынешней проверки: члены комиссии – не ревизоры, которые должны вскрыть нарушения и наказать виновных. Представители центральных департаментов и дирекций – руководители производственных процессов, отвечающие за состояние дел во вверенных им хозяйствах. Совсем скоро на Октябрьской дороге будут упразднены отделения. Не рассыплется ли единая железнодорожная территория на удельные княжества отраслевиков, у каждого из которых свои задачи?
Неоднократно в процессе разбора первый вице-президент подчёркивал необходимость чёткого взаимодействия между разными субъектами управления.
– Ликвидация отделений не освободит вас от ответственности за организацию работы в регионе. Вы будете по другому называться, вам делегируется больше полномочий, но и ответственность возрастёт, – сказал он, обращаясь к начальникам отделений.
Попытки сузить зону своей ответственности наблюдаются и у вновь образованных отраслевых структур. Так, проверяющие обратили внимание на тот факт, что после разделения локомотивного хозяйства эксплуатационники уклоняются от участия в осеннем комиссионном осмотре локомотивов. Зафиксированы случаи отказов машин прямо после прохождения осмотра. А ведь техническое состояние парка тягового состава на ОЖД проблематичнее, чем на других дорогах сети. Начальник Центральной дирекции тяги Юрий Машталер доложил, что на магистрали 40% электровозов и 25% тепловозов эксплуатируются сверх установленного срока службы. В этом году в 2,8 раза по сравнению с прошлым годом возросло количество заходов на внеплановый ремонт электровозов, в 3,7 раза – тепловозов.
При передаче парка Центральной дирекции тяги выяснилось, что ремонт 109 локомотивов, который уже должен быть произведён, в действительности не сделан. И сейчас магистраль платит за это двойную цену: исправных машин не хватает, поезда простаивают в ожидании локомотивов. Или – бригад: штат не укомплектован на 155 человек. Первый вице-президент распорядился в кратчайшие сроки подготовить необходимых специалистов, тем более что учебная база на ОЖД – полноценная.
Визуальный осмотр путевого хозяйства также привёл к ряду замечаний. Показатель балльности на ОЖД сейчас – 27. Это выше, чем в среднем на сети. Выявленные недостатки побудили комиссию принять решение о проведении в сентябре генерального осмотра пути.
В прошлую зиму Октябрьская дорога понесла огромные потери из-за сильных снегопадов и метелей. По этой причине Вадим Морозов уделил значительное внимание подготовке снегоуборочной техники и организации снегоборьбы.
– Мы посмотрели и сравнили затраты на наших специалистов, которые привлекаются на очистку путей и стрелок в случае необходимости, и стоимость работников со стороны. На основании этого анализа приняли решение о передаче всех средств на снегоборьбу в дистанции пути – пусть они сами распоряжаются ими и организуют всё необходимое, – отметил первый вице-президент.
На разборе обсуждались также пути повышения участковой скорости движения как грузовых, так и пассажирских поездов. Вадим Морозов дал задание руководителям пассажирского комплекса и Октябрьской дороги разработать график движения скорого поезда Петрозаводск – Санкт-Петербург с таким расчётом, чтобы он находился в пути следования не более 6 часов.
Подводя итоги разбора, Вадим Морозов констатировал:
«Из четырёх составляющих процесса управления – планирование, организация, мотивация и контроль – я увидел на дороге в действии только планирование и контроль. Организация и мотивация выпали. Необходимо сделать из этого соответствующие выводы».