По итогам 2009 года в рейтинге Всемирного банка по индексу логистической эффективности, рассчитываемому для 155 стран, Армения занимает 111-ое место. Из стран региона Турция находится на 39-ом месте, Азербайджан - на 89-ом, Грузия - на 93-ем, Иран - на 103-ем месте.

Генеральный директор компании Fablog consulting LLC, являющейся региональным представительством Группы Fablog, Григорий Назарян считает, что нынешние проблемы разрешимы и связывает перспективы отрасли с ростом экономики и открытием границ, что позволит Армении интегрироваться в региональную транспортную систему.

- Г-н Назарян, каково нынешнее состояние транспортно-логистической отрасли Армении?

- 111-ое место в рейтинге Всемирного банка, конечно, малоприятный результат, но должен сказать, что в Армении происходят процессы, которые в среднесрочной перспективе приведут к улучшению данного показателя. Собственно, улучшение уже есть. Согласно исследованию ВБ за 2007 год (подобные исследования проводятся каждые два года), Армения занимала 131-ое место в рейтинге.

Даже за те полгода, которые мы работаем на армянском рынке, могу отметить достаточно серьезное отношение к логистическим процессам как государства, так и бизнеса. Сети супермаркетов внедряют современные логистические процессы, транспортные компании намерены создавать складские помещения, есть планы по созданию логистического центра в аэропорту "Звартноц", ЮКЖД активно работает над улучшением железнодорожной инфраструктуры, в Армению завозится новое оборудование - автомобили, погрузчики и т.д. Серьезно сосредотачивается на логистике агробизнес. Например, летом был осуществлен очень успешный проект по созданию "холодной" цепочки поставок: товары привозились на "холодный" склад в Ереван, а затем экспортирвались в Россию, Украину и другие страны.

Безусловно, кризис ударил по отрасли, инвесторы стали осторожнее, реализация многих анонсированных проектов заморожена, но, с другой стороны, предприниматели стараются оптимизировать свои расходы именно за счет более эффективной логистики. Армянские предприниматели очень восприимчивы к новому опыту. Поэтому я думаю, что перспектива у отрасли есть.

- Насколько существующие в Армении складские помещения соответствуют современным представлениям о складах?

- В Армении на сегодня есть только один терминал, построенный именно под логистический центр. Все остальные действующие склады - это бывшие производственные помещения, базы, таксомоторные парки и т.д. Новых складских помещений, по нашей информации, в Армении нет. Соответственно, имеющиеся помещения очень неэффективно спланированы с точки зрения логистики. В то же время строительство логистического центра требует серьезных финансовых вложений и должно быть обосновано с точки зрения экономической эффективности. На средства, вложенные в складские комплексы, можно построить, например, несколько магазинов. Но есть в логистике понятие аутсорсинга, когда создается специальное логистическое предприятие, предоставляющее услуги бизнесу. Компаний, которые предоставляют полный спектр логистических услуг, в Армении пока нет, однако есть один локальный оператор "Логикон", который начал предоставлять некоторые услуги в этой области. Думаю, через несколько лет на рынке будет несколько компаний, предоставляющих специализированные услуги, и предприниматели смогут получать профессиональный сервис от логистических провайдеров, не инвестируя в строительство собственных складов. Во всяком случае, международная тенденция сегодня именно такова.

- Иногда говорят: "Хороший склад - это отсутствие склада". Например, Toyota работает без склада. В Армении реально создание такой логистики?

- Действительно, есть компании, работающие без складов. Многое зависит от специфики бизнеса. Мы сами работаем с автомобильными компаниями BMW, VW, OPEL и др. У таких компаний 3000 поставщиков и очень сложная логистика. Комплектующие завозятся по принципу корзины сразу на предприятие, и на конвейере все это собирается. Но в Армении на данном этапе создание логистики с отсутствием складов невозможно, в первую очередь, из-за региональной специфики, включающей в себя закрытые границы и потенциальные риски в обеих странах, через которые идет наш транспортный поток. Август 2008 года показал, какой должна быть на сегодня цепочка поставок, чтобы гарантировать страну от сбоев в поставках. С открытыми границами создать более постоянную цепочку поставок и сокращать материальные запасы на складах будет более реально.

- Закрытые границы - главная проблема, влияющая на логистическую ситуцию в Армении?

- Одна из главных. Являясь региональным представительством, наша компания хотела бы работать с регионом в целом. Тем более, что регион не маленький - это Иран, Турция, Грузия, Армения, Украина, Казахстан и юг России (с Азербайджаном по понятным причинам работает наше московское представительство). Поэтому мы следим за всеми процессами, происходящими в регионе.

На сегодня основные торговые партнеры Армении по экспорту - это Россия (19,7%), Германия (17%), Нидерланды (12%), Бельгия (8,5%). И все они находятся вдали от Армении. Составляющая транспортных расходов в себестоимости армянских экспортных товаров равна той же составляющей в Монголии, которая находится в 10 раз дальше от ближайшего морского порта, чем Армения. Даже при открытии Верхнего Ларса эта составляющая сокращается вдвое. Мы проводили исследования о влиянии открытия армяно-турецкой границы на развитие логистической ситуации в Армении. Так вот, открытие границы даст возможность Армении использовать средиземноморский порт Мерсим в Турции. Перевозка контейнера из Роттердама в Мерсим обходится в два раза дешевле, чем из Роттердама в Поти, поскольку могут использоваться большие океанические суда, которые в Поти войти не могут. И сегодня в Италии или в Греции производится переправка контейнера с одного судна на другое, что означает дополнительные расходы и потерю времени. Не говоря уже о том, что суда находятся в очереди для входа в Черное море. Если учитывать эти параметры, то понятно, что в случае открытия границы снизится себестоимость грузов, и сроки поставок станут более предсказуемыми. А пока предприниматели вынуждены слишком много средств вкладывать в материальные запасы, что приводит к неэффективности бизнеса, невозможности его расширения.

Открытие границ с Турцией и с Азербайджаном позволило бы Армении использовать свои транзитные возможности и воплотить в жизнь проект ТРАСЕКА, предполагающий открытие железнодорожного сообщения из Турции через страны Южного Кавказа с дальнейшим выходом в порт Туркменбаши или Актау. Строительство армяно-иранской железной дороги даст возможность выхода в Персидский залив, выстроить более короткую логистическу цепочку до Китая, Индии и других стран Азии. Все эти проекты находятся в рамках логистического развитии как Армении, так и региона в целом.

- Что еще, по Вашему мнению, мешает развитию логистической отрасли?

- Я хотел бы заметить, что многие проблемы отрасли связаны не столько с отсутствием необходимой техники, складов и оборудования, сколько с недостатками организации логистических процессов. Причем, по нашим наблюдениям, такая же ситуация во многих странах бывшего СССР - сказывается отсутствие сильной школы логистики. К тому же логистика требует дисциплины и организованности, в чем мы не очень сильны. Не зря первое место в рейтинге Всемирного банка занимает Германия.