Развитие инфраструктуры северного широтного хода ДВЖД потребует привлечения средств из бюджетов федеральных целевых программ «Развитие транспортной системы РФ» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья».

Об этом было заявлено на прошедшем в Хабаровске Дальневосточном международном экономическом форуме. По словам выступившего на форуме губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта, развитие БАМа необходимо для освоения прогнозируемого роста поездопотока в направлении морских портов региона.

«На побережье Татарского пролива в бухтах Ванино, Мучка, заливе Советская Гавань активно формируется Ванино-Совгаванский транспортно-промышленный узел, что уже к 2020 году приведёт к увеличению объёмов переработки грузов в портах региона с нынешних 10 млн тонн до 80 млн тонн», – отметил Вячеслав Шпорт, добавив, что мощностей транспортной сети края и соседних регионов недостаточно для пропуска и обработки перспективных грузопотоков.

Более того, развитие БАМа необходимо и для упрочения позиций России как основного связующего звена в транзитном коридоре «Восток – Запад».

«Промедление в развитии БАМа и портов Приморья содержит очевидные потенциальные вызовы для России на фоне стремительного развития другого, конкурирующего с магистралью маршрута Лянь­юнган – Урумчи – Алашанькоу – Дружба, связывающего порты на восточном побережье Китая с Казахстаном и далее с Европой», – считает директор института Дальнего Востока Российской академии наук Михаил Титаренко.

Для решения проблемы сдерживания грузопотока дорогой и институтом Гипротранстэи разработан план поэтапного увеличения пропускной способности северного широтного хода с нынешних 8 млн тонн в год до 60 млн тонн и более к 2020 году, сообщил начальник ДВЖД Михаил Заиченко. Этот план предусматривает восстановление 47 ранее закрытых разъездов и обгонных пунктов и строительство 44 новых, прокладку 800 км вторых путей, реконструкцию промежуточных станций, ремонт инженерных сооружений и земляного полотна, приобретение современного тягового подвижного состава, модернизацию средств железнодорожной автоматики и радиосвязи. Кроме того, дорога намерена увеличить перерабатывающие способности станций Комсомольск-сортировочный, Комсомольск-грузовой, Новый Ургал, Тында и припортовых станций Ванинского узла за счёт обновления их инфраструктуры.

Общая сумма инвестиций, необходимых для развития и реконструкции БАМа по всей его протяжённости, составляет около 400 млрд руб. И пока источники поступления этих средств не определены.

«Безусловно, осуществить намеченное только силами ОАО «РЖД» невозможно – нужна системная государственная поддержка, – заявил Михаил Заиченко. – Сегодня необходимо, учитывая значимость Байкало-Амурской магистрали как определяющего фактора освоения прилегающих территорий, включить наиболее значимые объекты программы развития БАМа в федеральные целевые программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 годы» и «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года».

О необходимости привлечения средств федерального бюджета говорят и главы регионов.

«Ввиду капиталоёмкости проектов усиления БАМа требуется поддержка ОАО «РЖД» государством, – отметил Вячеслав Шпорт. – В том числе на условиях государственно-частного партнёрства».

Тем более что у дороги есть хороший опыт такого рода сотрудничества. «В своё время Дальневосточная дорога стала первой, где данный принцип был осуществлён – при реализации проекта выноса железнодорожного участка из зоны затопления Бурейской ГЭС. Этот рычаг сработал отлично. И сегодня на условиях государственно-частного партнёрства идёт строительство нового Кузнецовского тоннеля. Никаких трений и непониманий здесь нет», – сказал Михаил Заиченко.