На Приволжской магистрали закончена реконструкция станции Саратов-3.

Пропуск длинносоставных транзитных поездов, идущих по участку Сызрань – Им. Максима Горького ПривЖД, был затруднён из-за недостаточной длины четырёх приёмоотправочных путей станции Саратов-3. На одном таком пути умещалось всего 52 вагона, а хвост поезда перекрывал горловину и парализовал приём поездов на соседние пути. На отправку одного поезда с учётом смены локомотивной бригады и маневровых работ уходило до одного часа.

«Кроме того, короткие пути создавали проблемы и для приёма, и для отправления поездов нашего формирования с гружёными и порожними вагонами для предприятий, расположенных в городской черте», – говорит главный инженер службы движения Владимир Чукарин.

Проблему на дороге решили за счёт изменения конфигурации станции.

Отсыпка земляного полотна была начата в прошлом году, а основная часть реконструкции – удлинение путей – началась весной текущего года.

За это время были удлинены до 1050 м четыре пути приёмоотправочного парка. В нечётной горловине переуложены 26 стрелочных переводов, оснащённых электрообогревом.

«Для того чтобы сделать это, мы демонтировали пешеходный тоннель, который мешал удлинению станции, и построили вместо него мостовой переход для пассажиров и горожан. Также уложили 800 м нового главного пути, объединяющего предгорочный и транзитные парки станции Саратов-3 с соседней станцией Князевка, чтобы оптимизировать перемещение поездов, прибывающих в переработку на сортировочную горку», – говорит начальник центра организации работы станций дирекции управления движением ПривЖД Владимир Андреев.

Кроме того, капитально отремонтировали железнодорожный путепровод, на нём заменили пролётные строения, уложили на железобетонное основание два пути и врезали их в перегон Саратов-3 – Князевка. Теперь сформированные поезда, не теряя времени на маневровые работы, отправляются в соответствии с назначением. Например, на крупную нефтеналивную станцию Князевка, где ОАО «Саратовский нефтеперерабатывающий завод» в сутки наливает по 150–200 цистерн груза.

Обновлена была и вся электрическая инфраструктура удлинённой станции.

Вдоль путей установлено около 100 новых опор контактной сети, оборудованных оцинкованными жёсткими поперечинами. На них смонтированы ксеноновые долговечные светильники, а старые осветительные мачты демонтированы.

Заменена контактная сеть. «Поменяли все разъединители, секционные изоляторы. Смонтировали более надёжный и прочный несущий провод с большими токопропуск­ными возможностями и минимальными потерями электроэнергии. Перенесли пост секционирования на новое место в сторону перегона, что улучшило надёжность защиты контактной сети от токов короткого замыкания. Модернизировали 24 воздушные стрелки, установив на них устройства одновременного подъёма проводов. Заменили все высоковольт­ные кабельные линии, установили новые воздушные линии наружного освещения», – говорит заместитель начальника Саратовской дистанции электроснабжения по контактной сети Александр Рябов.

А для таких потребителей электроэнергии, как конторка начальника станции, посты ЭЦ, служебно-бытовой корпус, энергетики провели самонесущие изолированные провода, срок службы которых составляет 50 лет.

Были полностью обновлены и устройства СЦБ нечётной горловины станции.

«Для автоматического перевода стрелок мы смонтировали 23 стрелочных привода, установили 37 новых поездных и маневровых свето­форов. Заменили все кабельные коммуникации, переоборудовали переезд на перегоне Саратов-3 – Примыкание, здесь установлено два новых шкафа для управления переездом. Заменили 23 стрелочных электропривода», – говорит главный инженер Саратовской дистанции сигнализации, централизации и блокировки Максим Слугин.

Реконструкция длилась два года и обошлась почти в 400 млн руб., выделенных магистрали ОАО «РЖД».

До реконструкции станция Саратов-3 оставалась единственным узким участком на главном грузовом направлении ПривЖД Сызрань – Саратов – Волгоград – порты Азово-Черноморского бассейна. Здесь от Саратова до Петрова Вала (Волгоград) дорога построила вторые пути, а от Сызрани до Сенной провела электрификацию со строительством сплошного второго пути. «Станция Саратов-3 портила всю картину движения по участку, – говорит заместитель начальника ПривЖД по локомотивному и вагонному хозяйству Михаил Жирун. – Ведь столь масштабная реконструкция позволила нам перейти на удлинённые тяговые плечи, исключив из технологии движения два пункта смены локомотивов и локомотивных бригад на станциях Сенная и Петров Вал, что на четыре часа сократило пребывание в пути локомотивных бригад».

Теперь же модернизированная станция может принимать на удлинённых путях поезда длиной 71 условный вагон и тяжеловесные составы весом до 6,3 тыс. тонн.

Это, по мнению железнодорожников, ускорит оборот вагонов и доставку грузов, идущих по участку Сызрань – Саратов-3 – станция Им. Максима Горького.

Однако полную отдачу от проделанной работы ПривЖД получит после реконструкции последнего однопутного участка, оставшегося на сплошном двухпутном направлении Сызрань – Саратов – Волгоград.

«Нам необходимо соединить станцию Саратов-3 и станцию Примыкание четырёхкилометровым вторым путём. После этого мы получим сплошную двухпутную магистраль от Саратова-3 до станции Им. Максима Горького. Пока же однопутный перегон Саратов-3 – Примыкание остаётся лимитирующим, тормозящим движение грузовых поездов особенно в летний период, когда пассажирские и пригородные поезда идут очень часто. Поэтому реконструкция станции Саратов-3 выполнена нами с учётом перспективы строительства второго пути, проект этой работы мы уже подготовили», – говорит Владимир Чукарин.