Норвежская металлургическая компания Finnfjord AS создала прецедент, переориентировав грузопотоки сырья из Китая с морского маршрута на железнодорожный. Мотивом для такого шага стала растущая угроза нападений пиратов на суда в Аденском заливе.

Finnfjord AS ранее доставляла кокс из Китая в Норвегию морем, через Суэцкий канал. Но после того, как одно такое судно было захвачено сомалийскими пиратами в Аденском заливе и компания потратила 51 день на переговоры о его освобождении, было решено использовать смешанный маршрут доставки. Первая партия груза недавно проследовала из Синцзяна (Западный Китай) по железной дороге транзитом через Казахстан в Архангельск. И уже оттуда кокс был доставлен Северным морским коридором в Норвегию.

Убедившись в том, что груз прибыл в целости и сохранности, норвежцы поняли, что им удалось сэкономить и время доставки. Технический директор Finnfjord AS Якоб Сейнму в интервью норвежской прессе отметил, что новый маршрут позволяет сократить расстояние перевозки на 17 тыс. км, сэкономив тем самым 20 дней пути. Г-н Сейнму заявил, что бюрократические препоны и языковые барьеры его компанией были успешно решены. Он не исключил, что теперь сухопутный маршрут может заинтересовать и других грузоотправителей.

Что касается стоимости мультимодальной перевозки, то, по словам руководителя отдела логистики Finnfjord AS Стена Нильсена, она примерно соответствует стоимости доставки по океанскому маршруту. А если направлять суда не через Суэцкий канал, на подходе к которому они могут быть захвачены пиратами, а в обход Африки – через мыс Горн, – то это обойдётся гораздо дороже мультимодальной доставки.

Заместитель начальника департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД» Сергей Старых отметил, что международные грузоотправители будут учитывать риски, связанные с нападениями пиратов в Индийском океане, в большей мере, чем это было ранее. «Не исключено, что с учётом возрастающих рисков потерь для грузоотправителей будет выгодно переключение части грузопотока на железную дорогу», – добавил Сергей Старых.

Консультант компании LogistICS Олег Левяков считает, что без кардинального снижения тарифов на железнодорожные перевозки ожидать увеличения грузов на континентальный маршрут не приходится. Особенно в условиях кризиса, когда происходит сокращение как потребления, так и объёмов перевозок. «Что касается проекта норвежцев, я думаю, это попытка воздействовать на судоходные линии – внести элемент конкуренции. Скорее всего, это пробные отправки», – предположил эксперт.

Генеральный секретарь Координационного совета по транссибирским перевозкам Геннадий Бессонов отметил, что высокие риски потери судна с грузом на морских линиях делают бессмысленными разговоры о высоких железнодорожных тарифах. Потеря нескольких судов-контейнеровозов может обернуться миллиардным ущербом. «Активизация пиратства – сигнал для грузоотправителей, чтобы минимизировать свои риски и задуматься о безопасности своих грузов», – подчеркнул он.

«Иностранные грузоотправители пока присматриваются к сухопутному маршруту. Мультимодальная доставка сопряжена с определёнными трудностями, в частности, связанными с пересечением границ», – добавил эксперт. Геннадий Бессонов не исключил, что при успешной реализации первых отправок на этот маршрут с океанских линий придут другие грузоотправители. И в частности, стоит ожидать увеличения доли контейнерных грузов.